Педагогика, транспорт и IT: в Минобрнауки рассказали, какие профессии выбирали абитуриенты в 2022 году

Педагогика, транспорт и IT: в Минобрнауки рассказали, какие профессии выбирали абитуриенты в 2022 году

Министерство науки и высшего образования каждый год проводит мониторинг самых популярных направлений, которые выбирают абитуриенты при поступлении в российские вузы. Перечень составляется по данным университетов по итогам зачисления на различные специальности.

 

Самыми популярными направлениями у абитуриентов в 2022 году стали: педагогическое образование, лечебное дело и IT-специальности. Отмечается, что в Москве и Петербурге ребята чаще выбирают IT-специальности, а в регионах больше предпочитают учиться на врачей и учителей.

При этом из мониторинга Минобрнауки следует, что самый заметный рост зафиксирован по таким направлениям как судовождение – больше на 58,4% по сравнению с 2021 годом, спорт и проектирование автомобилей (больше на 22,1% каждое). По словам экспертов, такая тенденция связана с запросами рынка труда: идет активное развитие Северного морского пути, проектирование и производство электромобилей, в обществе популярен здоровый образ жизни. По мнению проректора РАНХиГС Андрея Марголина, работодатели начали активно включаться в процесс отбора наиболее перспективных студентов и выпускников, в том числе частично или полностью оплачивая их обучение. Он пояснил «Известиям», что такие механизмы прекрасно работают в сфере железнодорожного транспорта, тем самым закрывая кадровый дефицит. Также растут цифры целевого приема на водном транспорте.

Отмечается всплеск интереса на направлениях – «Технология транспортных процессов» (больше на 22,13% по сравнению с 2021 годом) и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (больше на 19,75%). Растет интерес и к автомобилестроению, особенно проектированию и созданию электромобилей. Например, в Казанском федеральном университете (КФУ) оценили рост числа заявлений в 89% по сравнению с 2021 годом. В вузе считают, что такой всплеск связан с созданием передовой инженерной школы на базе университета. Она начала работать в середине 2022 года.

Как отметил руководитель лаборатории электротранспорта Московского политехнического университета Семен Земцев, в России в ближайшее время будет активно развиваться именно производство электромобилей.

Педагогика и лечебное дело

Однако, в общем картина самых популярных направлений подготовки в вузах с 2021 года не изменилась. Можно только отметить распределение мест в рейтинге. Так, педагогическое образование вновь стало самым привлекательным направлением по всей стране, а лечебное дело опустилось с третьего места на пятое, уступив по популярности IT-специальностям (2–4 места): «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика». В Минобрнауки подчеркнули, что таким образом, на протяжении нескольких лет фиксируется устойчивый интерес будущих студентов к педагогике, медицине и информационным технологиям.

Если отдельно рассматривать выбор абитуриентов в двух столицах, то в Москве педагогика в топ-5 не вошла, заняв только шестое место. На седьмом месте – лечебное дело. А остальные места в топ-10 заняли IT-направления. В Санкт-Петербурге педагогическое образование стоит на третьем месте, лечебное дело – на восьмом, все остальное – IT-специальности. Также у столичных абитуриентов популярностью пользуется лингвистика. Что касается российских регионов, то педагогическое образование и лечебное дело там стоят на первых местах, а дальше вновь идут IT-направления с добавлением лингвистики. Но стоит отметить, что в этот перечень еще вошли «Педиатрия» и «Строительство».

По словам руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования Владимира Блинова, в общей сложности в стране педагогическое образование остается на верхних строчках по популярности. Это можно объяснить тем, что сфера связана с государственной отраслью, в ней большой процент бюджетных мест. Блинов отметил, что «для многих профессия учителя – это нормальная карьера со стабильной оплатой». А человек предпочитает и выбирает стабильность. Также Блинов считает, что популярность педагогического образования связана с его универсальностью.

А вот лечебное дело «было популярно всегда», подчеркнул Блинов. А всплеск востребованности IT-образования можно связать с глобальными вызовами, государственной политикой и модой. Он напомнил, что такие волны интереса наблюдались в 60-е-70-е годы прошлого столетия, когда было массовое увлечение кибернетикой. А сегодня это можно назвать естественным ходом развития отраслей, который еще и стимулируется государством. Однако Блинов предупредил, что не стоит забывать и о таком явлении, как насыщение рынка. Как было в 90-е годы, когда был перебор с юристами, экономистами и бухгалтерами.